Дизайн интерфейсов умер. Да здравствует продуктовый дизайн


Статья о насущных проблемах и последних тенденциях в дизайне интерфейсов.

Колбаса, сыр и Gmail

Что такое «продукт»? До недавнего времени этот термин употреблялся исключительно в отношении чего-то материального (телефон, телевизор, холодильник), но прогресс не стоит на месте, поэтому сейчас мы всё чаще употребляем этот термин относительно тарифных планов у мобильных операторов, различных типов и видов банковских услуг, а также сервисов и приложений в IT-сфере. И именно о последних мы будем сегодня говорить.



Что такое дизайн и проектирование интерфейсов?


Это два различных направления, работу над которыми осуществляют — дизайнер и проектировщик интерфейсов соответственно. Кто эти люди и чем конкретно они занимаются?

Проектировщик интерфейсов (UX Designer)
Именно этот человек отвечает за качественную работу продукта. Для решения каждой поставленной перед ним задачи проектировщику интерфейсов всегда необходимо изучить её с различных сторон, чтобы учесть все недочёты и найти самое оптимальное решение. Чтобы удостовериться в том, что сервис или приложение работает логически правильно проектировщик прибегает к различного рода тестированиям, наблюдает за действиями пользователей, за их поведением и привычками.






Также он пишет различные сценарии использования продукта и выстраивает схемы взаимодействия всех его частей. Все это делается для того, чтобы создать наилучший пользовательский опыт.

Дизайнер интерфейсов (UI Designer)
Он отвечает за то, каким вы видите продукт в его окончательном варианте. Он отрисовывает каждый экран/страницу, с которыми потом будут работать люди, визуализирует путь, который был заложен для пользователя проектировщиком интерфейсов. Дизайнер интерфейсов может различными способами выделить необходимый элемент, целью которого является привлечение внимания пользователя. Для дизайнера важно создать визуально простой и понятный продукт.






Activity Feed UI/UX by Mason Yarnell


Также он отвечает за общие стилевые решения, которые применяются в продукте. Для этого составляется емкий документ (guideline), в котором описаны правила использования цветов и шрифтов.


За время работы в сфере дизайна у меня сложилось следующее мнение: проектировщик может быть не компетентен в тех или иных стилевых визуальных решения, но вот дизайнер интерфейсов должен понимать, как работает продукт и почему пользователем принимаются те или иные решения.


Другими словами, дизайнер интерфейсов должен быть отчасти их проектировщиком.


Без чего нельзя создать отличный интерфейс


Хочется выделить ряд вопросов, которые также влияют на создание интерфейса:


  1. Можно ли сделать хороший интерфейс без понимания того, что нужно пользователю?
  2. Можно ли понять, что нужно пользователю, не проводя исследований?
  3. Можно ли сделать хороший интерфейс без тестирования реального продукта?
  4. Можно ли сделать хороший интерфейс, если нет чувства композиции и стиля?
  5. Можно ли сделать интерфейс продукта для людей без анимации?
  6. Можно ли сделать хороший интерфейс, не уделив внимания интерактивному прототипу?
  7. Можно ли сделать хороший интерфейс без общего понимания, для чего это все делается?

Ответом на каждый вопрос будет “нет”. Почему? Для этого нам нужно более детально рассмотреть поставленные вопросы и вы наверняка сами всё поймёте.

Продуктовый дизайн (приложения и сервисы)

Создание современного цифрового продукта — это долгий и трудный процесс, неотъемлемой частью которого является продуктовый дизайн. В нем участвует большая команда людей, с которой взаимодействует дизайнер интрефейсов. Разница в том, что в этом случае он становится полноценным дизайнером продукта и должен понимать и уметь применить на практике следующие вещи:

  • Проектирование и дизайн интерфейсов. Об этом я писал совсем недавно. Он должен чувствовать и визуально видеть продукт.
  • Прототипирование интерфейсов. На этом этапе можно избежать огромного количества ошибок при взаимодействии пользователя с продуктом.
  • Анимация интерфейсов. Это не просто красивые WOW-эффекты, лоадеры и спиннеры. Это то, что сделает работу с продуктом более удобной и понятной. Об этом очень интересно рассказал Oleg Chulakov, арт-директор «Студии Олега Чулакова».



Replace by Zee Young (https://dribbble.com/zeeyoung)

  • Исследования и сбор данных. Необходимо узнать своего пользователя как можно лучше. Только благодаря исследованиям и опросам можно сделать то, что действительно будет ему интересно и нужно.
  • Проведение тестирований и обработка данных. Нужно понимать какие цветовые решения для пользователя будут наиболее приятны к восприятию, какое расположение кнопок будет наиболее удобным и какое из двух представленных решений приведет пользователя к его цели
  • Зачем это все делается? Дизайн — это не просто картинка, а решение определенной бизнес-задачи.
  • Ведение проекта от начала и до конца. Необходимо следить за его реализацией и отслеживать результаты

Продуктовый дизайнер отвечает за то, каким продукт выйдет на рынок.

Достаточно обозначить перед дизайнером проблему, как он сразу пойдет к аналитикам, которые помогут ему собрать всю необходимую информацию для дальнейшего «мозгового штурма», во время которого появится множество различных решений поставленной перед ним задачи. Далее будет собрана фокус-группа, для работы с которой дизайнером будут подготовлены самые интересные идеи. И уже на этом этапе они будут удобны к восприятию пользователями. После работы с фокус-группой, он выявит наиболее удачные решения задачи, которая была поставлена перед ним изначально. Он будет постоянно организовывать A/B тестирования, будет поддерживать разработчиков на протяжение всего процесса реализации продукта. Напоследок останется лишь провести встречу с маркетологами, чтобы удостовериться в том, что всё, что было обещано пользователям, — выполнено.

Дизайн и проектирование интерфейсов, как часть продуктового дизайна

Все то, что я перечислил выше и является объяснением, почему на те 7 вопросов мы отвечаем «нет». Ведь для того, чтобы сделать высококачественный интерфейс для продукта, дизайнер интерфейсов должен эволюционировать в продуктового дизайнера, который будет уметь генерировать и обрабатывать большое количество дополнительной информации для получения наилучшего результата.

Редизайн-концепты популярных сервисов — неполноценны

В интернете мы можем найти огромное количество редизайнов популярных сервисов. От самых несуразных до самых фантастических. Да и я, однажды, создал редизайн сервиса небезызвестного российского банка. Важно не забывать, что они созданы лишь для привлечения внимания к вам, как к мастеру своего дела.



Facebook redesign by Salomon Aurélien

Эти концепты нельзя рассматривать с точки зрения дизайна продукта, так как у дизайнеров, которые их создают, нет точной аналитики и результатов исследований. Я бы это назвал “попытками редизайна”.

Подводя итоги

Эволюция дизайнера интерфейсов в продуктового дизайнера вполне закономерный шаг в эпоху современных технологий. Знания становятся доступнее, а инструменты проще. Остаются только две вещи — желание и стремление. Развивайтесь и не останавливайтесь на достигнутом.



Автор статьи Nick Parker, специально для iamdesigner.

Twitter: @iamnickparker
Блог на Medium: https://medium.com/@iamnickparker